Главная » Статьи » События.Новости.Публикации. » Публикации

Физкультминутки

Научно-практическая конференция «ЗОЖ» март 2009

Система проведения физкультминуток на уроках.

 

            Урок – основная форма жизнедеятельности школы. Грамотно организованный урок – залог позитивного психо - эмоционального, а значит и физического благополучия школьников.

 

            В процессе учебных занятий нужно предупреждать умственное переутомление учащихся и застойные явления в их организме, так как обучение в школе – серьёзная нагрузка для ребёнка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у  них нарастает статистическое напряжение в мышцах, развивается гиподинамия. Зрительный аппарат школьников так же с каждым годом всё больше испытывает постоянное напряжение. Всё это создаёт предпосылки для развития у детей отклонения в состоянии здоровья – нарушение осанки, зрения, повышения артериального давления, накопление избыточного веса,  увеличивается риск сердечно - сосудистых заболеваний и заболеваний органов дыхания, происходит нарушение обмена  веществ.

 

             Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко деформируются.

           Неуравновешенность  процессов возбуждения  и торможения в  ЦНС обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз как орган заканчивает свое структурно-функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения ребенка находится в стадии интенсивного развития. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если тот длиться не менее 40 минут). На это следует обратить внимание при организации урока, т. к. от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности.

 

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, как  в младших классах, так и в среднем звене.

 

Роль физкультминуток  в начальной школе.

 

Физкультминутки положительно влияют на аналитико – синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно – сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для её проведения является 15-я – 20-я минута урока.  В 1 классе рекомендуется проводить по 2 физкультминутки на каждом уроке. Во 2-м – 4-х классах их рекомендуется проводить со второго или третьего урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

      Длительность физкультминуток обычно составляет 1 – 5 мин. Каждая включает в себя три – четыре правильно подобранных упражнения, повторяемых 4 -6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее и локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

  Физкультурные паузы рекомендуется  проводить и при выполнении домашних заданий!

 

Требования  к проведению физкультминуток.

 

  1. Комплексы подбираются  в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.
  2. Физкультминутки  должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой!
  3. Пр6едпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

 

Виды физкультминуток.

 

·         Упражнения для снятия общего или локального утомления.

·         Упражнения для кистей рук.

·         Гимнастика для глаз.

·         Гимнастика для улучшения слуха.

·         Упражнения для профилактики плоскостопия.

·         Упражнения, корректирующие осанку.

·         Дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

Возможные ошибки.

 

·         Подбор упражнений без учёта вида деятельности.

·         Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомляемости детей).

·         Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

 

 

Примерные комплексы физкультминуток.

 

ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ, ТРЕБУЮЩИХ ПИСЬМА

 

 

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

 

  1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.

 

 

ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

 

 

1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний.

3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

 

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

 

 

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

 

 

ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК

 

1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

 

 

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

 

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

 

Вывод.

 

Что даёт использование физкультминуток?

·         Предупреждает  умственное и физическое переутомление

школьников.

·         Является эффективным средством повышения внимания и активности детей, улучшения усвоения ими учебного материала.

·         Благотворно влияют на организм учащихся.


Материал был подготовлен

Овчнниковой Татьяной Николаевной

 

 

Категория: Публикации | Добавил: Thorn (01.03.2011)
Просмотров: 2238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]