06:41 Роль уроков литературного чтения в становлении нравственности подрастающего поколения | |
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом разнообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно, традиционными источниками нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений). Одной из таких ценностей является искусство и литература-красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие. В основе базовой модели урока литературы лежит представление о творчестве, творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа. Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, то есть готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения. Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом: · Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека); · Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они смогли самостоятельно контролировать собственное продвижение; · Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться; · Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; · Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребёнка; · Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей; · Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей. Основная задача каждого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика. Издавна учёные, психологи, педагоги обращали внимание на взаимосвязь чтения художественной литературы с развитием личности ребёнка. Л.В. Выготский считал, что культурное развитие ребёнка и есть развитие его личности и мировоззрения. Читая художественную литературу, ребёнок познаёт и творчески реализует свою индивидуальность, отношение к внешнему миру, сравнивая своё понимание и опыт с пониманием и опытом других. Между чтением художественной литературы и развитием личности существует сложная взаимосвязь: с одной стороны, литература поднимает создание читателя на новую ступеньку, с другой –только необходимый уровень развития обеспечивает полноценное восприятие художественного произведения, становится основой творческой переработки прочитанного. Знакомство с художественными произведениями создаёт достаточно широкий простор для индивидуального творческого поведения ребёнка. Анализируя литературные произведения, ребёнок не только погружается в духовные ценности, но и «проживает» совместно с автором творческий процесс рождения замысла и художественного воплощения его в тексте. Он открывает «открытое» автором. «Прочитывает» в авторском тексте значение собственных переживаний и ощущений. На каждом из своих уроков я стремлюсь сделать маленькое открытие для ребят, чем-то удивить их. А иногда меня удивляют и они, и мы вместе радуемся. Мне кажется, важно сделать так, чтобы ребёнок не ушёл с урока равнодушным. Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию сборников творческих работ учащихся. Так появился сборник «Мой город» со стихами детей, посвящённых 80-летию Оханского района. Району – 80 лет! «Оханск растёт», - сказал мне дед. Вокруг - пятиэтажки, Проложили асфальт, Компьютеры у жителей… Жизнь стала лучше – это факт! И я, как только подрасту, Оханск улучшить помогу! Нечаев Андрей ( 4 кл.) *** Городок стоит на Каме. Оханском его зовут. В нём люди живут простые И свою малую родину чтут. Наша дружная семья- Мама, папа, брат и я В городе том живём- Славном , милом и родном. Кольчурина Юля ( 3 кл.) *** Люблю родной мой город, Ведь он мне очень дорог. Богатые леса, зелёные поля, И речку нашу Каму, Красавицу Урала. Цой Кристина ( 3 кл.)
Н.А. Терентьева пишет: « Внимание к детскому творчеству – важный показатель духовной культуры общества». Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстоять. У него более высокая работоспособность. Но, мне кажется, самое главное – это то, что у ребёнка развиваются его эмоциональная сфера, чувства, душа. А если будут развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. Истинное эстетическое наслаждение на уроках литературного чтения доставляет детям прослушивание пьес П.И.Чайковского из его альбома «Времена года» в параллели с чтением стихов Ф.Тютчева, А.Плещеева, И.Бунина. Дети переживают, мыслят, осознают доброту, нежность и любовь, и это, безусловно, способствует их духовному развитию.
Меньшакова И.А. г. Оханск, МБОУ СОШ №1 учитель начальных классов | |
|
Всего комментариев: 0 | |