Главная » 2012 » Февраль » 15 » Роль уроков литературного чтения в становлении нравственности подрастающего поколения
06:41
Роль уроков литературного чтения в становлении нравственности подрастающего поколения

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом разнообразии.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционными источниками нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).

Одной из таких ценностей является искусство и литература-красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.

В основе базовой модели урока литературы лежит представление о творчестве, творческости как реализации человеком собственной индивидуальности. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.

Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, то есть готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.

Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом:

·                    Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека);

·                    Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они смогли самостоятельно контролировать собственное продвижение;

·                    Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться;

·                    Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

·                    Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребёнка;

·                    Во время урока исключается всякая критика личности и деятельности детей;

·                    Следует шире использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Основная задача каждого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика.

Издавна учёные, психологи, педагоги обращали внимание на взаимосвязь чтения художественной литературы с развитием личности ребёнка. Л.В. Выготский считал, что культурное развитие ребёнка и есть развитие его личности и мировоззрения.

Читая художественную литературу, ребёнок познаёт и творчески реализует свою индивидуальность, отношение к внешнему миру, сравнивая своё понимание и опыт с пониманием и опытом других.

Между чтением художественной литературы и развитием личности существует сложная взаимосвязь: с одной стороны, литература поднимает создание читателя на новую ступеньку, с другой –только необходимый уровень развития обеспечивает полноценное восприятие художественного произведения, становится основой творческой переработки прочитанного.

Знакомство с художественными произведениями создаёт достаточно широкий простор для индивидуального творческого поведения ребёнка. Анализируя литературные произведения, ребёнок не только погружается в духовные ценности, но и «проживает» совместно с автором творческий процесс рождения замысла и художественного воплощения его в тексте. Он открывает «открытое» автором.  «Прочитывает» в авторском тексте значение собственных переживаний и ощущений.

На каждом из своих уроков я стремлюсь сделать маленькое открытие для ребят, чем-то удивить их. А иногда меня удивляют и они, и мы вместе радуемся. Мне кажется, важно сделать так, чтобы ребёнок не ушёл с урока равнодушным.

Психологический словарь толкует творчество как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию сборников творческих работ учащихся. Так появился сборник «Мой город» со стихами детей, посвящённых 80-летию Оханского района.

Району – 80 лет!

«Оханск растёт», - сказал мне дед.

Вокруг - пятиэтажки,

Проложили асфальт,

Компьютеры у жителей…

Жизнь стала лучше – это факт!

И я, как только подрасту,

Оханск улучшить помогу!

                                                             Нечаев Андрей ( 4 кл.)

***

Городок стоит на Каме.

Оханском его зовут.

В нём люди живут простые

И свою малую родину чтут.

Наша дружная семья-

Мама, папа, брат и я

В городе том живём-

Славном , милом и родном.  

                                                                  Кольчурина Юля ( 3 кл.)

***

Люблю родной мой город,

Ведь он мне очень дорог.

Богатые леса, зелёные поля,

И речку нашу Каму,

Красавицу Урала.

                                                                  Цой Кристина ( 3 кл.)

 

Н.А. Терентьева пишет: « Внимание к детскому творчеству – важный показатель духовной культуры общества».

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстоять. У него более высокая работоспособность. Но, мне кажется, самое главное – это то, что у ребёнка развиваются его эмоциональная сфера, чувства, душа. А если будут развиты эмоции, то будет развиваться и мышление.

Истинное эстетическое наслаждение на уроках литературного чтения доставляет детям прослушивание пьес П.И.Чайковского из его альбома «Времена года» в параллели с чтением стихов Ф.Тютчева, А.Плещеева, И.Бунина. Дети переживают, мыслят, осознают доброту, нежность и любовь, и это, безусловно, способствует их духовному развитию.

 

Меньшакова И.А.

г. Оханск, МБОУ СОШ №1

учитель начальных  классов

Просмотров: 965 | Добавил: Thorn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]