[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Учеба » Литература » Духовно-нравственное вопитание на уроках литературы
Духовно-нравственное вопитание на уроках литературы
Thorn Оффлайн · 29.01.2011 в 10:59
Thorn

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.
«Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Так говорил Аристотель. (слайд2)
Пройдет время и другой философ – Гегель – сформулирует эту мысль так: «Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера». (слайд3)
Действительно, задачей родителей, учителей и общества вообще, является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
В этом смысле неоценимую помощь, на мой взгляд, окажут уроки литературы.
«Ничто, кроме литературы, говорил П.М.Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие формирует душу, обогащает устный личный опыт гигантским опытом человечества». (слайд4)
Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется процесс самопознания, через познание других.
Несмотря на многочисленные споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, что главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния. (слайд 5)
Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается совместным творческим трудом.
Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.
1.Предлагая различные виды работы на уроках литературы, обязательно в его начале использую в качестве эпиграфа высказывания писателя или его героя. Цель не столько удивить ученика, а настроить его на идейную волну урока, пробудить в нем душевные переживания. (слайды 6, 7, 8, 9)
2.Анализ текста – это основной вид работы на уроке литературы. А).Наблюдение над словом и содержит эмоциональные знаки, которые характерны для раскрытия внутреннего мира персонажа.
Б). На уроке анализируем с ребятами разные художественные способы - описание портрета героя, его жилища, поведения, жестов, отношения к природе и другим героям. (слайд 10)
В).Большое значение имеет внимательное прочтение, ведь именно оно учит детей видеть внешние проявления внутреннего состояния героев, глубже воспринять мир их чувств, отражающийся в их мимике, жестах, действиях, интонации.
О каком бы из средств создания художественного образа не шла речь, мысль о том, что чувство воспитывается только чувством, считаю основной в работе с детьми. (слайд 11)
Наши дети учатся у героев полюбившихся произведений разным чувствам: радости и огорчению, восторгу и печали. Урок литературы учит жизни в широком понимании слова, формирует опыт, развивает чувства. К тому же, книга обогащает человека духовно, воспитывает его эстетический вкус.
Наблюдение над текстом, его внимательное прочтение, нужно для того, чтобы ребенок понял главное: зачем автор пишет свой рассказ, повесть, поэму. А, следовательно, прийти к выводу о том, в чем помогает герой разобраться читателю, чему учит данное произведение. (слайд 12)
Если школьник научится проникать в эмоциональный мир героев, выявлять авторское отношение к ним, а затем вырабатывать собственные оценки персонажей, то это будет способствовать развитию читательских навыков, глубокому постижению произведения искусства, повышению уровня нравственной воспитанности детей, формированию их нравственных идеалов. (слайд 13, 14)
Г).Выразительное чтение и анализ прочитанного, считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя его чувства, владение интонацией текста помогает ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. Ведь даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: «Мне его жалко», « Я понял, почему он так делал».
3.Рисование иллюстраций к прочитанному тексту должно, на мой взгляд, быть обязательным, ведь ученики интерпретируют по-своему произведение, выражают свое эмоционально отношение к нему. И совсем не важно, пятиклассник это или десятиклассник. У данного вида работы есть психологическое обоснование: ребенок через краски выдает свои положительные или отрицательные эмоции. (слайды 15,16, 17,18)
6.Эстетическое восприятие литературы становится более органичным, с введением теоретических и литературоведческих понятий. (слайд 19)
Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы – эти понятия звучат уже в 5 классе на уроках. Я вижу необходимость в своевременном обращении к теории литературы, так как она учит пристальному взгляду на произведение, подробному его анализу.
7. Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. (слайд 20, 21)
8.Важным в работе филолога вижу, создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, бояться быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся.
1.Никогда не читать вслух работы учеников (только по их желанию).
2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: «Молодец!» или «!».
3.Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее 3-х (на выбор ученика).
4.Каждая работа требует индивидуального похода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверочной работы.
Итак, учитель-словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он. (слайд 22)
Презентацию можно скачать в этой теме прикрепленным файлом.
Автор этого поста и презентации - Евсина Лариса Георгиевна

Скачать презентацию
Thorn Оффлайн · 27.11.2011 в 08:25
Thorn

Вадян, Если ты не знал, то основная цель уроков литературы как раз в духовно-нравственном воспитании)
Wabssuiva Оффлайн · 28.12.2011 в 17:05
Wabssuiva

хорошее начало
Форум » Учеба » Литература » Духовно-нравственное вопитание на уроках литературы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: